Республиканский Совет по координации деятельности контролирующих органов

Пособие для предпринимателей

Пособие для предпринимателей скачать (488 кб)

Электронный сборник нормативно-правовых актов по вопросам
порядка проведения проверок

Данный сборник разработан в сответствии с поручением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 сентября 2015 года №02/1-579, на основании поручений, определенных в документе об итогах Республиканской конференции-семинара на тему «О мерах по повышению роли и ответственности правоохранительных органов по реализации программы дальнейшего реформирования, структурных преобразований и диверсификации экономики в 2015-2019 годах», проведенного 8 сентября текущего года.

В сборнике собраны нормативно-правовые акты касательно проверок, проводимых контролирующими органами в деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе регулирующие порядок их проведения, сроки и механизм.

Проверки деятельности хозяйствующих субъектов осуществляются контролирующими органами на основании решений Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов.

Порядок организации и проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов определяется соответствующими нормативно-правовыми актами.

В данном электронном сборнике собраны следующие нормативно-правовые акты, регулирующие порядок организации и проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов контролирующими органами:

 

Нормативно-правовые акты:

- кодексы и законы Республики Узбекистан;

- указы и постановления Президента Республики Узбекистан;

- постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан;

- положения, зарегистрированные Министерством юстиции Республики Узбекистан;

- нормативные акты контролирующих органов, определяющие порядок организации и проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов.

 

 

Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок организации и проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов, можно разделить на следующие:

 

 

I. Нормативно-правовые акты, касающиеся координации проверок, в том числе относительно деятельности Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов.

Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов образован Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 1996 года №УП-1503 «Об упорядочении проверок и совершенствовании координации деятельности контролирующих органов» , в соответствии с пунктом 3 данного Указа все проверки деятельности хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, осуществляемые контролирующими органами в соответствии с правами, установленными законодательством, проводятся только по согласованию с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов.

Положение Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов утверждено 19 ноября 1998 года №УП-2114 «Об упорядочении организации проверок хозяйствующих субъектов» .

Также, основные задачи Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов определены в статье 8 Закона Республики Узбекистан
«О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» .

II. Нормативно-правовые акты, в которых определены требования к должностным лицам контролирующих органов, осуществляющих проверки.

Требования к должностным лицам контролирующих органов, осуществляющих проверки деятельности хозяйствующих субъектов указаны в статье 6 Закона Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», а права и обязанности должностных лиц контролирующих органов при проверке деятельности хозяйствующих субъектов определены в статье 17 данного Закона.

Должностные лица контролирующих органов, осуществляющих проверки деятельности хозяйствующих субъектов должны проходить аттестацию в порядке, установленном Положением о порядке проведения аттестации должностных лиц контролирующих органов по предоставлению права на проведение проверок деятельности хозяйствующих субъектов, зарегистрированном Министерством юстиции 20 января 2010 года за №2070.

III. Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок организации и проведения проверок.

Общие нормы относительно порядка организации и проведения проверок со стороны контролирующих органов, в частности касающиеся периодичности, сроков, оснований, оформления их результатов приведены в Законе Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», статье 39 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», Положение о порядке координации проверок деятельности субъектов предпринимательства - юридических лиц, проводимых контролирующими органами, зарегистрированном Министерством юстиции 6 мая 2006 года за №1573, Положение о порядке организации проверок деятельности индивидуальных предпринимателей контролирующими органами, зарегистрированном Министерством юстиции 3 сентября 2007 года за №1712.

Кроме того, некоторые нормы, регулирующие порядок организации и проведения отдельных отраслей, определены в главе 14 Налогового кодекса Республики Узбекистан, в соответствующих статьях Законов Республики Узбекистан «О фермерском хозяйстве», «О частном предприятии», «О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности», «О семейном предпринимательстве», «О лицензировании отдельных видов деятельности» , «Об аудиторской деятельности» , «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан».

Кроме того, порядок применения унифицированного контрольного вопросника при проведении проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, определен в пункте 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2011 года №УП-4296 «О дополнительных мерах по дальнейшему сокращению проверок и совершенствованию системы организации контроля деятельности субъектов предпринимательства», заполнения Книги регистрации проверок в Положении, зарегистрированном Министерством юстиции 7 ноября 2011 года за №2280.

IV. Нормы, ограничивающие проведение проверок деятельности хозяйствующих субъектов.

Ограничение на проведение проверок деятельности хозяйствующих субъектов определено в Указе Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2011 года №УП-4296 «О дополнительных мерах по дальнейшему сокращению проверок и совершенствованию системы организации контроля деятельности субъектов предпринимательства» , срок данного моратория Указом Президента Республики Узбекистан от 7 апреля 2014 года №УП-4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» продлен до 1 января 2017 года.

Также, в соответствии с пунктом 5 постановления Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2013 года №ПП-1957 «О дополнительных мерах по ускоренному развитию сферы услуг и сервиса в сельской местности в 2013-2016 годах», в период 2013 — 2016 годы не подлежит проверкам финансово-хозяйственная деятельность субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги в сельской местности и своевременно уплачивающих налоги и другие обязательные платежи, представляющих отчетность в налоговые и статистические органы, а также обеспечивающих устойчивые темпы роста и рентабельность.

V. Нормативно-правовые акты, в которых определены права и обязанности проверяемых хозяйствующих субъектов.

Права и обязанности хозяйствующих субъектов при проведении проверки их деятельности контролирующими органами определены в статье 16 Закона Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов».

Также, хозяйствующие субъекты могут обжаловать действия и решения должностных лиц контролирующих органов в порядке, определенном статьей 19 данного Закона.

Кроме того, согласно статье 89 Налогового кодекса Республики Узбекистан, в случае приостановления судом исполнения приказа о назначении налоговой проверки исчисление срока ее проведения также приостанавливается.

VI. Нормативно-правовые акты, в которых определены меры ответственности за необоснованное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов.

Гарантии невмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов и ответственность за нарушение законодательства о государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов указаны в статьях 18 и 20 Закона Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов».

Также, за нарушение установленного порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства должностные лица контролирующих органов привлекаются к ответственности на основании статьи 2412 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и статьи 1922 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

VII. Нормативные акты контролирующих органов, определяющие порядок организации и проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов.

На основании законодательных актов по упорядочению порядка организации и проведения проверок контролирующими органами разработаны:

- унифицированные контрольные вопросники проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов;

- положения о принципах формирования годовых координационных планов-графиков проверок деятельности субъектов предпринимательства.

Данные акты контролирующих органов размещены в разделе «Контролирующие органы» сайта «Tekshirishlar.uz». Кроме того, в данном разделе по всем контролирующим органам размещены нормативно-правовые акты, в которых определены их полномочия по осуществлению государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов.

Основные задачи и функции

Государственный налоговый комитет является республиканским органом государственного управления по контролю в области обеспечения соблюдения налогового законодательства, защиты экономических интересов и имущественных прав государства. Организационная структура ГНК утверждена постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшей модернизации системы налоговых органов республики» от 8 января 2010 года №ПП-1257.

В систему Государственного налогового комитета входят государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, государственные налоговые инспекции районов, городов и районов в городах, а также подведомственные организации и образовательные учреждения.

Государственный налоговый комитет в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе», другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Узбекистан. Положение о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании правового регулирования деятельности органов государственной налоговой службы»

Добро пожаловать на сайт «Tekshirishlar.uz», разработанный на основании Указа Президента Республики Узбекистан №УП-4609 от 7 апреля 2014 года

Основные задачи и функции Государственный налоговый комитет является республиканским органом государственного управления по контролю в области обеспечения соблюдения налогового законодательства, защиты экономических интересов и имущественных прав государства. Организационная структура ГНК утверждена постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшей модернизации системы налоговых органов республики» от 8 января 2010 года №ПП-1257. В систему Государственного налогового комитета входят государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, государственные налоговые инспекции районов, городов и районов в городах, а также подведомственные организации и образовательные учреждения. Государственный налоговый комитет в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе», другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Узбекистан. Положение о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании правового регулирования деятельности органов государственной налоговой службы»

на верх