Республиканский Совет по координации деятельности контролирующих органов

Деятельность Министертво Финансов Ресепублики Узбекистан

2018-01-11 12:00:00

Современные тенденции дальнейшего развития аудита в Узбекистане


 

Стратегия экономических реформ в Узбекистане направлена на улучшение делового климата и развитие предпринимательской деятельности, путем по­следовательного формирования и совершенствования рыночных общественных институтов, установления законодательством четких правовых норм и условий для обеспечения эффективной экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Одним из основных инструментов, обеспечивающих прозрачность деятельности хозяйствующих субъектов, является подтвержденная аудиторскими организациями финансовая отчетность таких субъектов, на основе которой принимаются экономически важные решения. Соответственно  качественная составляющая аудита позволяет увеличивать его эффективность для экономики на всех её уровнях.

Важно отметить, что комплекс государственных мероприятий создает благоприятную среду для укрепления и стимулирования развития аудита. Так, на протяжении последних лет наблюдается стабильная динамика развития аудиторского рынка (средний ежегодный темп роста объема аудиторских услуг составляет 12-14 %).

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность аудиторских организаций по оказанию аудиторских услуг, аудиторской организацией является юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

Отечественная практика аудита, как развивающегося института правовой экономики складывается в условиях конкуренции на этом рынке услуг. По состоянию на 1 ноября 2017 года аудиторскую деятельность осуществляют 102 аудиторские организации, из них:

77 – имеют лицензию на проведение аудиторских проверок всех хозяйствующих субъектов;

7 – на проведение инициативных и обязательных аудиторских проверок хозяйствующих субъектов, за исключением акционерных обществ, банков и страховых организаций;

18 – на проведение только инициативных аудиторских проверок.

Аудиторские организации оказывают услуги в любом регионе республике, независимо от месторасположения. Также некоторые аудиторские организации имеют свои региональные филиалы.  

Сохраняется тенденция перехода аудиторских организаций от лицензии простого уровня (только инициативные аудиторские проверки) к лицензиям высшей категории (аудиторские проверки всех хозяйствующих субъектов), что свидетельствует об укрупнении аудиторских организаций, повышении их потенциала.

С  развитием рынка и интеграционных процессов в экономике страны многие отечественные аудиторские организации вступили в крупные международные сети аудиторских компаний, которые оказывают аудиторские услуги как по национальным, так и по международным стандартам аудита. Наряду с отечественными аудиторскими организациями, успешно осуществляют деятельность в республике и дочерние предприятия известных во всем мире аудиторских компаний «большой четверки» - «ERNST & YOUNG», «PraysvoterxausKupers», «Deloitte va Touche», «KPMG AUDIT».

В 2016 году доля аудиторских организаций, входящих в международные сети аудиторских организаций, в общем количестве аудиторских организаций составила
17,8 %.

Более 70 процентов аудиторских организаций занимаются аудиторской деятельностью десять и более лет, что подтверждает рост профессионализма и укрепления позиций аудита. Обзорная информация  о развитии рынка аудиторских услуг ежегодно размещается на веб-сайте Министерства финансов (http://www.mf.uz ~ бухгалтерский учет и аудит ~ аудиторская деятельность).

     Центральное место в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности занимают Национальные стандарты аудиторской деятельности (НСАД). В настоящее время действуют 21 НСАД, которые регулируют основные вопросы оказания аудиторских услуг и обеспечивают унификацию требований к оформлению результатов аудиторской проверки и профессиональных услуг. Также Законом Республики Узбекистан «Об  аудиторской деятельности» установлена возможность применения аудиторскими организациями Международных стандартов аудита.

Действующий порядок лицензирования аудиторской деятельности предусматривает бессрочную и  упрощенную процедуру выдачи лицензии. Так, для получения лицензии аудиторская организация обращается однократно только в один государственный уполномоченный орган.

Сертификация аудиторов осуществляется при условии успешной сдачи претендентом квалификационного экзамена. Квалификационный сертификат аудитора дает право физическому лицу оказывать аудиторские услуги, если он состоит в штате аудиторской организации, или если с ним аудиторской организацией заключен договор гражданско-правового характера. В целях повышения заинтересованности молодых специалистов в аудиторской профессии, обладающих международными сертификатами бухгалтера, предусмотрен упрощенный порядок получения и продления срока действия квалификационного сертификата аудитора, а также прохождения курсов повышения квалификации.

 Анализ международной практики развития аудита показывает, что в каждой стране складывается своя национальная система регулирования аудиторской деятельности, в том числе сертификации аудиторов. В Узбекистане эта система относительно молодая по сравнению с другими странами. Например, в Англии эта система существует с 1880 г., в США – с 1886 г., в Японии – с 1927 г.

Итоги более 25-летнего развития аудита в нашей стране показывают, что аудит в Республике Узбекистан развивается как часть единой экономической системы и играет важную роль в ее развитии, установилась определенная практика по применению нормативно-правовых актов в сфере аудита.

В тоже время, динамично развивающиеся процессы демократизации рыночных реформ и либерализации экономики обусловили необходимость дальнейшего развития отечественного аудита, путем совершенствования Национальных стандартов аудиторской деятельности, а также обеспечения полного соответствия аудиторских процедур международным требованиям.

В последнее время потребность в Международных стандартах аудита возрастает с каждым годом, так как в мире существует тенденция интеграции в мировую экономику стран со своими системами бухгалтерского учета и финансовой отчетностью. Кроме того, ориентация на международные стандарты аудита усиливает позиции отечественных аудиторов в конкурентной борьбе на мировой арене, открывая им путь к международному аудиту.

Таким образом, современный этап развития аудиторской деятельности выдвинул на передний план вопросы соответствия национальных и международных стандартов аудита, актуальность которых сохраняется постоянно ввиду непрерывного совершенствования обеих систем стандартов. 

Большинство НСАД представляет собой адаптированный для отечественных специалистов вариант международных стандартов аудита.  Все НСАД созданы на основе международных стандартов аудита и очень близки к ним по содержанию. В тоже время, более подробное описание аудиторских процедур, наличие примеров пока выгодно отличает международные стандарты от национальных. Поэтому изучение международных стандартов будет способствовать увеличению числа качественно проведенных проверок и росту общественного престижа профессии аудитора. Таким образом, особую значимость в развитии независимого аудита имеют  стандарты  аудиторской деятельности, направленные на повышение качества аудиторских услуг и снижение информационного риска для заинтересованных пользователей  финансовой отчетности.

Дальнейшая стандартизация деятельности по оказанию аудиторских услуг должна быть направлена на достижение оптимальной степени упорядочения аудиторской деятельности посредством установления норм в соответствии с общепринятыми международными стандартами, способствующим повышению уровня единообразия аудиторской практики во всем мире, и обеспечения профессиональной ответственности аудиторов за высокое качество оказываемых аудиторских услуг.

Отечественная практика аудиторской деятельности близка к международным стандартам аудита и стремится развиваться в этом направлении. Актуальность сопоставления международных и национальных стандартов обусловлена, в первую очередь, внешними факторами, к которым можно отнести усиление общемировых интеграционных процессов, сопровождающиеся, с одной стороны, конвергенцией стандартов аудиторской деятельности, и, с другой - стремлением каждой страны защитить национальные интересы, в том числе путем сохранения конкурентоспособности своих предприятий на мировом рынке. В связи с этим, совершенствование стандартов аудиторской деятельности является процессом непрерывным, учитывающим перманентно происходящие в мире изменения.

Совершенствование действующих и разработка новых Национальных стандартов аудиторской деятельности, включая совершенствование стандарта по обеспечению контроля качества аудиторских услуг, обусловлено необходимостью комплексного подхода по адаптации международных стандартов к отечественной специфике, которые обеспечат общую сопоставимость результатов аудиторских услуг, оказанных отечественными и международными аудиторскими организациями. Таким образом, выполняя требования национальных стандартов, отечественные аудиторы одновременно будут выполнять требования международных стандартов аудита.

 

Основные задачи и функции

Государственный налоговый комитет является республиканским органом государственного управления по контролю в области обеспечения соблюдения налогового законодательства, защиты экономических интересов и имущественных прав государства. Организационная структура ГНК утверждена постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшей модернизации системы налоговых органов республики» от 8 января 2010 года №ПП-1257.

В систему Государственного налогового комитета входят государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, государственные налоговые инспекции районов, городов и районов в городах, а также подведомственные организации и образовательные учреждения.

Государственный налоговый комитет в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе», другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Узбекистан. Положение о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании правового регулирования деятельности органов государственной налоговой службы»

Добро пожаловать на сайт «Tekshirishlar.uz», разработанный на основании Указа Президента Республики Узбекистан №УП-4609 от 7 апреля 2014 года

Основные задачи и функции Государственный налоговый комитет является республиканским органом государственного управления по контролю в области обеспечения соблюдения налогового законодательства, защиты экономических интересов и имущественных прав государства. Организационная структура ГНК утверждена постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшей модернизации системы налоговых органов республики» от 8 января 2010 года №ПП-1257. В систему Государственного налогового комитета входят государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, государственные налоговые инспекции районов, городов и районов в городах, а также подведомственные организации и образовательные учреждения. Государственный налоговый комитет в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе», другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Узбекистан. Положение о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании правового регулирования деятельности органов государственной налоговой службы»

на верх